Modern Security Systems Installation     

Проверки 01

Государственным инспекторам по пожарному надзору предоставлены широкие полномочия. Они могут осуществлять контроль за соблюдением обязательных норм и правил* юридическими и физическими лицами, рассматривать обращения и жалобы организаций и граждан, проводить дознание по делам о пожарах, нарушениях требований пожарной безопасности и административных правонарушениях. Уделим внимание проверкам деятельности фирм и индивидуальных предпринимателей.
 Полномочия проверяющих
 До начала проверки инспектор обязан подтвердить свои полномочия — предъявить уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю (его представителю) письменное распоряжение о проведении проверки, завизированное начальником управления или районного отдела либо его заместителем. В этом документе должно быть зафиксировано, кто и когда сделал такое предписание, обозначены даты начала и окончания проверки, определен ее вид, указано наименование проверяемой организации или Ф. И. О. предпринимателя, Ф. И. О., ранг и должность инспектора, которому поручено провести контрольные мероприятия.
 
Обратите внимание на то, что в распоряжении установлены конкретные сроки проверки. Они зависят от объема контрольных мероприятий, вида деятельности организации или предпринимателя, характера и количества нарушений, выявленных в прошлом. Превышать эти сроки инспектор не вправе. Причем по общему правилу максимальный срок проверки не должен быть больше одного месяца, и лишь в исключительных случаях его можно продлить.
 
Противозаконно требование инспектора допустить его с проверкой на подведомственный объект, если распоряжение не предъявлено, или оно недействительно (документ неправильно оформлен или вынесен неуполномоченным лицом), или вместе с ним инспектор не предъявляет служебное удостоверение (обязательно обращайте внимание на срок его действия). Если удостоверение не предъявлено или в нем указан не тот инспектор, который пришел с проверкой, вы имеете право не пускать визитера. Изредка с проверкой приходят несколько инспекторов. Узнайте, все ли они перечислены в распоряжении, и каждого попросите показать удостоверение. Лиц, не поименованных в документе или не предъявивших удостоверение, вы вправе не пускать на своютерриторию.
 
Найдите возможность снять с распоряжения копию и переписать данные инспектора, номер его удостоверения. Если же у вас возникают хоть малейшие сомнения в том, что касается полномочий проверяющего, лучше сразу же навести соответствующие справки по телефону в том органе, представителем которого является инспектор, и перепроверить полученную информацию. Впрочем, чтобы не спровоцировать конфликт, необходимо либо сделать это в отсутствие инспектора, либо попытаться рассказать ему о своих опасениях (указать, что на таких мерах предосторожности настаивает ваш юрист либо привести несколько примеров, когда к вам или к вашим знакомым наведывались лжепроверяющие). Как правило, инспекторы снисходительно относятся к таким просьбам, сами указывают телефоны дежурного, имена своих руководителей. Если же ваше законное желание убедиться в наличии соответствующих полномочий у контролера вызывает с его стороны бурю негодования и отчаянное сопротивление, то проверить информацию простонеобходимо.
 
Однако чаще коммерсанты предпочитают не ссориться с проверяющими (какое бы уполномоченное ведомство они не представляли). Нередко приходится платить «отступные» персонально инспектору и его непосредственному начальнику, у которого «дело лежит на контроле», а также «компенсировать моральный вред», нанесенный ранимому проверяющему, и соглашаться платить большие по сравнению с обычными суммы на «благотворительность». Поэтому мы не категоричны в рекомендациях: на практике они неактуальны, а решение в любом случае должны принимать руководители компаний и индивидуальные предприниматели в зависимости от конкретныхобстоятельств.
 
Но описанные выше оплошности инспектора мы рекомендуем хотя бы запомнить. Это может пригодиться. Например, если организацию или ее должностных лиц попытаются привлечь к административной ответственности, можно указать, что проверка была незаконной. Тогда даже у злостного нарушителя появится шанс избежатьответственности.
 Какие бывают проверки?
 Знакомясь с распоряжением, обратите внимание на вид проверки. Эта информация поможет вам определить стратегию поведения изащиты.
Плановые проверки называются у пожарных детальными. Графики таких рейдов составлены и утверждены заранее. О дате, месте и времени проведения подобного мероприятия работников компании информируют заблаговременно. Фактор внезапности при детальных проверках отсутствует. Инспектор заинтересован в том, чтобы соблюсти требования закона (ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 года № 134‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)») и правильно обобщить полученные данные. А для этого необходимо, чтобы на контрольных мероприятиях присутствовал уполномоченный представитель проверяемой организации. Если у вас не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность (его полномочия подтверждаются приказом), то проверку проводят в присутствии руководителя фирмы, его заместителя или индивидуальногопредпринимателя.
 
Имейте в виду, что только плановых проверок касаются положения вышеназванного закона, на основании которых такие рейды можно проводить не чаще одного раза в два года. Если инспектор «полюбил» ездить в организацию, то теоретически вы вправе не пускать его на территорию объекта. Но вот будет ли от этого польза? Если потребуется, пожарным разрешено «организовывать сигналы» от бдительных граждан и бизнес-структур о том, что та или иная компания либо предприниматель нарушает правила пожарной безопасности (ППБ). И тогда инспектор придет уже с оперативной проверкой, причем совершенно неожиданно дляфирмы.
 

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки бывают контрольными, оперативными и пожалобе.

Первые проводят по результатам плановых мероприятий (обычно не ранее чем через месяц после плановой), чтобы проконтролировать, устранены ли выявленные ранее нарушения. В ходе контрольной проверки инспектор не вправе выявлять новые нарушения и составлять акты. На это правило мало кто из пожарных обращает внимание. Правда, «дружеский» характер общения с коммерсантами приводит к тому, что инспектор, обнаружив в очередной раз мелкие и крупные нарушения, закрывает на них глаза. В некоторых случаях в качестве альтернативы наказанию за неисполнение предписания или несоблюдение ППБ требуют, чтобы предприниматель оплатил обучение своих сотрудников этим правилам на каких-нибудь курсах.

Оперативные проверки назначают, если поступила информация о том, что компания игнорирует правила, и в результате возникла (или может возникнуть) угроза жизни и здоровью людей, опасность уничтожения имущества и пр. Поводом к внеплановой проверке становится также сообщение о нарушениях, опубликованное в СМИ.

Внеплановые проверки очень часто назначают на основании обращений граждан или сигнала (официального либо неофициального) из госорганов, организаций и различных служб. Такие жалобы и обращения инспекторы обязаны рассмотреть в течение нескольких дней, проверить информацию и при необходимости принять меры.

Конечно, внеплановые рейды бывают и в организации, на территории которой произошел даже незначительный пожар. Под горячую руку инспекторы проверяют несколько фирм и предпринимателей, занимающихся схожими видами деятельности.


 Проверка
 Обычно в самом начале проверки инспектор требует показать документы. Это могут быть приказы об организационных мероприятиях по пожарной безопасности (о назначении лиц, ответственных за противопожарную безопасность, об определении мест для курения, о программе по инструктажу сотрудников). Кроме того, нужны планы эвакуации, которые проверяющий должен сравнить со схемой строения здания. В ходе визита пожарного инспектора держите наготове договоры на установку и обслуживание автоматических устройств пожаротушения (АУПТ) и автоматических устройств противопожарной сигнализации (АУПС), лицензии организаций, которые их произвели, смонтировали и обслуживают, схемы установки АУПС. Напомним, что необходимость установки АУПС и (или) АУПТ зависит от площади здания, количества этажей и от вида деятельности компании или предпринимателя. Инспектору придется предъявить и копию свидетельства о наличии соответствующей лаборатории в фирме, которая проводила замеры сопротивления изоляции (это делают до введения в эксплуатацию электросетей, а затем один раз в три года), акты и технический отчет. Кроме того, могут потребоваться акты проверок пожарного водопровода (пожарных кранов) — их положено осуществлять каждые весну иосень.
 
Особенно часто проверяющие интересуются ведением журнала инструктажа о мерах противопожарной безопасности (такой инструктаж должен быть регулярным). Производственные предприятия обязаны предъявлять еще и внутренние инструкции по пожарной безопасности для каждого цеха, мастерской, участка (о том, как их составить, написано в приложении 1 к ППБ 01–03).
 
Не лишним будет заранее найти документы, подтверждающие, что бытовые отходы вывозят строго по графику. В ходе проверки инспектор может поинтересоваться, кто производит осмотр помещений по окончании рабочего дня и как этопроисходит.
 
Государственные инспекторы почти всегда проверяют состояние аварийных выходов, в том числе материалы отделки стен, полов и потолков на всем пути эвакуации, и то, в какую сторону открываются двери (они должны легко распахиваться по ходу движения). Уполномоченный может попросить, чтобы ему продемонстрировали, как отмыкаются решетки на окнах. Отметим, что с последними не все так просто, как кажется. Например, милиция и страховые компании требуют, чтобы на первых этажах решетки были. В этом же заинтересованы и коммерсанты. Естественно, основные задачи здесь — сделать их из прочного материала и так, чтобы их нелегко удалось открыть или сорвать (в случае надобности). Поэтому решетки приваривают к стенам намертво. А вот пожарные такие средства защиты от воров не любят, а за установку наглухо приваренных решеток могут оштрафовать и даже потребовать их демонтажа. Компромиссным решением является монтаж решеток с замками, которые нельзя отомкнуть снаружи, но которые легко распахиваются изнутри, причем ключ не нужен. Для монтажа надежных решеток с такими «хитрыми» замками придется обращаться в специализированнуюфирму.
 
Инспекторы проверяют средства пожаротушения и их исправность. Они интересуются, в частности, и тем, как оборудованы места, отведенные администрацией для курения (наличие таблички «Место для курения», скамеек, изготовленных из несгораемых материалов, металлических урн для окурков, заполняемых водой не менее чем на десятьсантиметров).
 
Наиболее часто вызывает нарекания пожарных чрезмерное загромождение товарами, мебелью, оборудованием и материалами различных помещений (административных, торговых, складских, производственных, лифтовых холлов, лестниц, коридоров и пр.). Проверяющие требуют срочно расчистить проходы, разгрузить склады и торговые ряды, но, как правило, именно это требование коммерсанты не спешат выполнять, ссылаясь на то, что у них нет возможности изменить что-либо в даннойобласти.
 
Очень распространены и следующие нарушения: нет необходимого количества огнетушителей (или они не работают), в плохом состоянии находится электропроводка, неисправны электророзетки, из которых торчат оголенные провода, не работают противопожарные установки и сигнализация. Кстати, не все знают, что выбор огнетушителей (а они бывают воздушно-пенными, порошковыми, комбинированными или углекислотными) и их количество зависят от площади здания и тех материалов, которые находятся в помещении и могут загореться (горючие жидкости, газы, металлы, дерево, бумага,электроустановки).
 
В занимаемых фирмой или предпринимателем помещениях инспектор должен легко найти таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны и планов эвакуации. Их нужно помещать на видном месте. Информация необходима, если на одном этаже находятся более десяти человек. В таком случае помещения необходимо оборудовать еще и системой оповещения людей о пожаре. Если на этаже работают более 50 человек, то администрации нужно утвердить инструкцию о действиях персонала в случае пожара и регулярно (не реже одного раза в полугодие) проводить учебную эвакуацию. Результаты тренировок следует отмечать в журнале противопожарногоинструктажа.
 
Если в ходе рейда инспектор выявит нарушения, он может потребовать от руководителя компании, предпринимателя и (или) лица, ответственного за пожарную безопасность, дать устные или письменные объяснения. Помимо получения документов и информации, объяснений, пояснений проверяющий полномочен изъять также образцы (пробы) продукции. Такие действия узаконивают специальными документами (актами), которые потом прикрепляют к актупроверки.
 

Когда приостанавливается деятельность организации
 
В некоторых случаях устранить выявленные инспектором нарушения невозможно либо для этого требуется значительноевремя.
 
Если существуют еще и угроза жизни и здоровью людей, опасность техногенной катастрофы и прочие, то к организации применяют такую административную меру, как приостановление ее деятельности. Ранее предписания о приостановлении деятельности могли вынести сами государственные инспекторы. Но закон от 09.05.2005 года изменил существовавший порядок применения данного взыскания и регламентировал его. Теперь пожарные должны обращаться в суд. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, специально предусмотренных статьями КоАП РФ. Деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков временно приостанавливается. То же относится и к эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений. Приостановлены могут быть и отдельные виды деятельности (работ), оказания услуг.
 
Административное приостановление деятельности происходит на срок до 90 суток. Досрочно взыскания может снять только суд по ходатайству заинтересованных лиц, если будут устранены нарушения. На постановление об административном приостановлении деятельности должен немедленно среагировать судебный пристав-исполнитель: наложить пломбы, опечатать помещения, места хранения товаров и иных материальных ценностей, кассы и т. д. В некоторых ситуациях требуется безотлагательное приостановление деятельности, а на подготовку необходимых для суда документов и для рассмотрения дела требуется время. Чтобы избежать катастрофических последствий, пожарным теперь дано право оформлять административный протокол и налагать временный запрет на деятельность. Такой запрет сохранится до рассмотрения дела судом, но не может превышать пяти суток и применяется, если соответствующей статьей КоАП РФ предусмотрено взыскание в виде административного приостановления.

 

Окончание проверки

 По окончании проверки (иногда сразу же на месте, но чаще все-таки через несколько дней) инспектор составляет акт обследования объекта, в котором описывает пожарно-техническое состояние проверенного объекта. Создание итогового акта проверки обязательно, это предусмотрено ст. 9 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Указанный акт подшивают к контрольно-наблюдательному делу (в нем собрана вся информация о прошлых проверках, вынесенных предписаниях, об их исполнении, о штрафных санкциях). Всем перечисленным ведает сам инспектор. Копию акта вручают уполномоченному проверяемого лица под расписку. Если в ходе рейда выявлены нарушения, то их указывают в акте, а сам он впоследствии ложится в основу другого важного документа — протокола об административномправонарушении.
 
Акт проверки должен содержать информацию о дате и времени его составления, данные о государственном инспекторе (Ф. И. О., ранг, должность, место службы), о реквизитах распоряжения, на основании которого проводилась проверка, сведения о проверяемом лице (прежде всего его название), а также о лицах, которые присутствовали при обследовании (Ф. И. О., должности), информацию о виде проверки и адресе объекта. Далее подробно расписывают выявленные нарушения и приводят соответствующий пункт норм и ППБ. После этого инспектор перечисляет меры административного воздействия, принятые к нарушителю (составление административного протокола или вынесениепредписания).
 
В акте приведены объяснения лиц, на которых возложена ответственность за нарушение норм и правил пожарной безопасности. Если эти работники не готовы дать немедленно какие‑либо объяснения или предполагают, что их слова могут им же и навредить, надо требовать отсрочки. Если инспектор будет настаивать на срочности, в крайнем случае нужно сослаться на ст. 51 Конституции РФ. Даже если административное дело и возбудят, у организации есть время, чтобы изложить свою позицию в правильном свете в ходе расследования и рассмотрения ситуации, тем более, если над компанией нависла угроза уголовного преследования. После консультаций с адвокатами появится возможность грамотнее защищать свои права. Возможно, организации потребуется дополнительно и помощь квалифицированных специалистов,экспертов.
 
О том, что представители проверяемого лица ознакомлены с актом проверки или отказались от ознакомления, в документе делают специальные отметки. Свои подписи под документом ставят и другие лица, присутствовавшие нарейде.
 По протоколу
 Если при проверке государственным инспектором были выявлены серьезные нарушения и представителям компании не удалось договориться с проверяющим, последний составляет протокол об административном нарушении.
 
В нем указывают сведения о нарушителе, о правонарушении, ссылаясь на соответствующую статью КоАП РФ. Обязательные требования к протоколу указаны в КоАП РФ. Например, лицо, в отношении которого составлен протокол (конкретный работник организации, индивидуальный предприниматель или уполномоченный представитель организации), должно подписать протокол и получить разъяснения относительно своих прав и обязанностей. Если в протоколе, на основании которого наложен штраф, нет необходимых реквизитов, но главный государственный инспектор по пожарному надзору все равно наказал организацию рублем, это незаконно. Постановление о привлечении к административной ответственности можно с успехом обжаловать в суде, и оно будет отменено как не имеющеесилы.
 
Стоит обратить внимание на то, что к ответственности привлекают только тех лиц, которые указаны в протоколе. Например, если последний написан в отношении руководителя компании, то к ответственности не могут привлечь его и возглавляемое им предприятие (юридическое лицо). На юридическое лицо в этом случае также должен быть составлен отдельныйпротокол.
 
Протокол оформляют в тот же день, когда обнаружено правонарушение. Если же сведения о нарушителе неизвестны, то документ пишут в течение двух суток. Если у инспекторов нет достаточных доказательств нарушения ППБ, то готовят не протокол, а определение о возбуждении административного расследования. В ходе «следствия» (а оно может длиться месяц) проверяют отдельные факты, проводят экспертизы и пр. В исключительных случаях главные государственные инспекторы по пожарному надзору продлевают сроки административного расследования еще на месяц. Если факт нарушения подтвердится, составляют протокол об административномправонарушении.
 
В других ситуациях протокол, составленный позже, недействителен. Однако на практике инспекторы нередко сначала выносят предупреждение или дают предписание, а потом, если нарушения не исправляют, составляют протокол и пытаются привлечь нарушителя к ответственности за игнорирование ППБ. Поскольку такое дело шито белыми нитками, постановление главного государственного инспектора можно обжаловать в вышестоящие инстанции или в суд. Но это не значит, что штрафа удастся избежать. Организацию или лицо накажут рублем, но уже не пожарные, а суд и не за нарушение ППБ, а за неисполнение предписания (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ), однако только в том случае, если предписание делали с соблюдением всех необходимых формальностей, а неустно.
 
Отметим, что, даже если инспектор и выявляет нарушения, протоколы об административном правонарушении составляют не всегда. В основном пожарные ограничиваются на первый раз предупреждением (иногда оно даже устное) и (или) вынесением предписания об устранении недостатков к определенномусроку.
 
Если даже и будет составлен протокол, необязательно приходится платить штраф. Инспектор может ограничиться выдачей предписания об устранении нарушений. На это отводят обычно месяц. В большинстве случаев такого времени больше чем достаточно для ликвидации мелких погрешностей (замена огнетушителей, расчистка путей эвакуации). Проблемы возникают, если требуются более значительные временные и финансовые затраты. Например, когда была проведена без согласования с пожарными перепланировка или капитальный ремонт здания, и пути эвакуации перестали соответствовать существующим требованиям (или таких путей в здании просто не стало). Или когда электропроводка была сделана с грубейшими нарушениями требований, а о необходимости установки противопожарной сигнализации в общей суматохе вообще забыли. В таких случаях даже при сносном финансировании нескольких месяцев на устранение нарушений может оказаться мало.
 

Ответственность
 
За нарушение требований пожарной безопасности предусмотрены следующие виды ответственности, о которых расскажемподробнее.
 
1. Дисциплинарная ответственность Взыскание на работника, ответственного за соблюдение ППБ и других требований, налагает руководитель. Если же в нарушении виноват сам руководитель, его привлекает к дисциплинарной ответственности тот орган, который на основании учредительных документов и внутренних актов компании имеет на это право.
 
2. Административная ответственность Пожалуй, самый распространенный вид ответственности, и применяют его за совершение правонарушения, предусмотренного КоАП РФ. Налагать взыскание полномочны либо главные государственные инспекторы, либо районные мировые суды (например, если к ответственности привлекают должностных лиц и рядовых сотрудников организации), либо арбитражные суды (если к ответственности привлекают организацию).
 
Теперь обратимся к КоАП РФ. Ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение стандартов, норм и ППБ. Нарушитель получает предупреждение, либо деятельность организации или предпринимателя может быть приостановлена на срок до 90 суток, либо нарушителя обязывают уплатить административный штраф. Размер последнего для граждан составляет от 500 до 1000 руб. Должностных лиц организаций и предпринимателей могут наказать на сумму от одной до двух тысяч рублей. С юридических лиц за такие нарушения взыщут от 10 до 20 тыс. руб.
 
Если те же нарушения совершены в условиях особого противопожарного режима (он устанавливается решением органов госвласти или местного самоуправления на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности; там действуют дополнительные требования пожарной безопасности), то размер штрафа возрастает: для юридических лиц — от 20 до 30 тыс. руб., для должностных лиц или предпринимателей — от 2 до 3 тыс. руб., для граждан — от 1 до 1,5 тыс. руб. (ч. 2 названной статьи).
 
Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее за собой возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо не имевшее подобных последствий, наказуемо административным штрафом на граждан в размере от полутора до двух тысяч рублей, на должностных лиц — от трех до четырех тысяч рублей, на юридических лиц — от трех до четырех тысяч рублей. (ч. 3).
 
Субъекты, которые продают продукцию или оказывают услуги, подлежащие обязательной сертификации в плане пожарной безопасности (перечень продукции и услуг, на которые нужно получить сертификат соответствия в области пожарной безопасности, утвержден приказом МЧС от 08.06.2002 года № 320), но при этом не имеют сертификата соответствия, тоже могут быть оштрафованы: юридические лица — на сумму от 10 до 20 тыс. руб., их должностные лица и предприниматели — от 1 до 2 тыс. руб. (ч. 5).
 
За перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, ответственность утверждена в ст. 20.4 (ч. 6). Юридические лица заплатят штраф от 5 до 10 тыс. руб., их должностные лица и предприниматели — от 500 до 1000 руб., остальные граждане — от 300 до 500 руб. (ч. 6).
 
3. Уголовная ответственность (ст. 219 УК РФ «Нарушение правил пожарной безопасности»). Применяется судом в отношении конкретных работников организации и ее руководителей. Ответственность наступает, если по неосторожности был причинен вред здоровью человека, а несет ее тот, на ком лежала обязанность по соблюдению этих правил. Чаще всего имеются в виду руководители компаний и предприниматели, гораздо реже — сотрудники, назначенные ответственными за пожарную безопасность.
 
Наказание предусмотрено в виде штрафа в размере до 80 тыс. руб. или в пределах заработной платы либо иного дохода осужденного за период до шести месяцев. Также применяют такие меры, как ограничение свободы на срок до трех лет, лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Ответственность за смерть человека более серьезная.
 
Возбудить и расследовать уголовное дело по ст. 219 УК РФ «Нарушение правил пожарной безопасности» могут дознаватели государственной противопожарной службы.
 
* Утвержденные приказами МЧС № 315, 313 и 323 НПБ 110–03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», ППБ 01–03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», НПБ 104–03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», строительныеправила.
 
 

(08 января 2007)

Елена ПОКИДОВА, юрист


Все о телекамерах Оптовые продажи - на Оптом Все доска объявлений RusTorg.Net     Инфо-портал по безопасности. WISP.ru Security 
News :: Газета международных новостей по техническим средствам и системам безопасности Дети Мира